Штраф за не пропуск пешеходов на переходе – излюбленная статья выполнения плана у инспекторов ДПС. Конечно, пешеходы наиболее уязвимые участники дорожного движения.

Однако часто бывают случаи, когда безопасность совершенно не причем. Например,  когда переход длинный и по нему где-то далеко идет один пешеход.

Вроде бы опасности для пешехода нет,  но ДПС активно штрафуют водителей и оспорить такой штраф весьма трудно.

И этому способствует одно слово в правилах дорожного движения, которое надо знать и иметь в виду.

Предлагаю разобрать и обсудить реальный случай из моей водительской практики. Думаю, что такие случаи уже были у многих, а если не было – наверное будут.

Пункт 14.1 ПДД – пропуск пешехода на переходе.

Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Пункт 14.1 ПДД

Указанное звучание пункта 14.1 ПДД появилось 14.11.2014 года, а до того водитель должен был “обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов

Понятие “пропустить пешехода” в Правилах никак не расшифровывалось, но сейчас в ПДД имеется в пункте 1.2 Правил расшифровка этого термина: 

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Пункт. 1.2 ПДД абзац 59

Письмо Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации от 4 сентября 2020 г. № 13/12-П-7618 “О направлении разъяснений”

В указанном письме начальник генерал-лейтенант полиции М.Ю. Черников дал инструкцию для органов ГИБДД по применению пункта 14.1 ПДД за непропуск пешеходов на пешеходном переходе.

В частности в нем говорится:

Если водитель транспортного средства своими действиями не вынуждает пешехода, имеющего по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость, действия водителя транспортного средства не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.18 КоАП.

генерал-лейтенант полиции М.Ю. Черников

Фактически пересказано вышеприведенное определение термина “Уступить дорогу” из пункта 1.2 ПДД РФ.

Однако далее следует интересная приписка:

(например, в случае, когда траектории движения транспортного средства и пешехода не пересекаются, как отмечено Верховным Судом Российской Федерации в решении от 17 апреля 2012 г. № АКПИ12-205)

генерал-лейтенант полиции М.Ю. Черников

Эта приписка, которой, кстати, активно пользуются инспекторы ГИБДД, вызывает у меня недоумение.

Я предполагаю, что траектории движения пересекаются, если пешеход еще не дошел до траектории движения автомобиля, и не пересекаются, если он уже ее прошел.

Но я не слышал ни об одном случае, чтобы водителя оштрафовали за то, что он переехал пешеходный переход после того, как по нему прошел пешеход.

Но зато, если пешеход еще метрах в десяти от траектории движения автомобиля, а водитель проехал через переход в полном соответствии с содержанием ПДД и вышеуказанного письма – то есть не вынудив пешехода изменить скорость или направление движения, он вполне может получить протокол и штраф.

Причем оспорить его довольно проблематично, что подтверждает описанной ниже случай.

Наказание за не пропуск пешехода.

Согласно ст.12.18 КоАП РФ штраф составляет от 1500 до 2500 рублей.

Мне выписали по минимуму 1500 рублей, хотя я ожидал, что за мои препирательства будет больше.

Как обжаловать штраф гибдд за пешехода

Теоретически есть несколько способов обжаловать штраф ГИБДД. Это касается всех штрафов, вынесенных инспектором, или камерой. Штрафы, вынесенные судом, можно обжаловать только в вышестоящий суд.

Наиболее частые причины для обжалования штрафа являются:

  • нарушения процедурных требований при оформлении нарушения;
  • неверное толкование и применение нормы закона. 

Вооружившись цифрами и расчетами, я с энтузиазмом принялся “отбивать” полученный штраф.

Сроки обжалования и возможность восстановления пропущенного срока.

Для обжалования штрафа ГИБДД водителю предоставляется 10 суток с момента получения на руки постановления о наложении штрафа.

Если постановление вынесено инспектором и вручено в руки, то отсчет уже пошел.

Если штраф выдала камера, то отсчет начинается с даты получения постановления по почте, или иным способом.

Важно, чтобы на конверте, или на самом постановлении была проставлена дата получения.

Если 10 дней, отпущенные для обжалования, вами пропущен по уважительной причине (болезнь, командировка и т.д.), то его можно восстановить.

Обжаловать можно через сайт “Госуслуги” или лично.

Кстати, обжаловать можно и уже оплаченный штраф, поэтому лучше сразу оплатить в половинном размере, а потом пытаться спорить. Если проиграете – сэкономите деньги.

Практика: не пропустил пешехода на пешеходном переходе.

Так получилось, что недавно я нарвался на штраф за то, что не пропустил пешехода на пешеходном переходе. Хотя, как я считаю, случай не однозначный.

Ехал я по городу Белая Калитка в прекрасном расположении духа, на дороге машин и пешеходов практически не было. Но вот, подъезжаю к очередному пешеходном переходу, я увидел женщину, которая начала движение по зебре.

К счастью у меня в машине работал видеорегистратор, который я недавно приобрел, ниже представлен фрагмент его записи.

Улица была широкая, движение одностороннее, машин не было, переход длинный, расстояние между мной и женщиной было большим, и я пересек переход раньше пешехода.

Не успел я проехать ста метров, как услышал сзади сигнал полицейской сирены и требование остановиться. 

Если внимательно посмотреть запись видеорегистратора, то там полицейских нигде не видно. Значит сидели в засаде.

После стандартной процедуры предъявления документов, мне сообщили, что я нарушил ПДД и не уступил дорогу пешеходу на переходе.

На мое утверждение, что расстояние между мной и пешеходом было большим и я не создавал ему помех (мои действия не могли заставить его изменить скорость или направление движения) полицейский не отреагировал и попросил пройти в патрульную машину для составления протокола.

Я отказался, после чего инспектор составил в патрульной машине протокол и принес его мне для подписания. Я записал в протоколе, что не согласен и что не создавал помех пешеходу и подписал его.

Анализ ситуации.

На записи видеорегистратора видно, что скорость при подъезде к перекрестку составляла 32 км/час.  или 8 м/сек.

Расстояние от машины до пешехода можно посчитать по полоскам “зебры”. На скрине с записи можно посчитать, что в последний момент, когда пешеход еще в кадре, от точки пересечения траектории движения машины и пешехода до пешехода (между синими линиями на скане) никак не менее 15 полос. Я замерил ширину полос и она с промежутком между ними составило 0,5 м. Таким образом искомое расстояние составило не менее 7,5 м.

Здесь трудно оценить расстояние от машины до перехода, очевидно, что оно заметно меньше, а скорость машины больше, чем скорость пешехода.

А теперь произведем некоторые расчеты.

Тормозной путь легкового автомобиля до полной остановки по сухому асфальту при скорости 30 км/час, по справочникам составляет порядка 6 м.

Скорость движения пешехода женщины до 55 лет составляет примерно 1,35 м/сек.

Чтобы пройти 7,5 м ей потребуется

7,5м / 1,35м/с = 5 секунд. 

Мой автомобиль за это время проедет

8м/с х 5 с = 40 м 

то есть к моменту, когда пешеход подойдет к месту пересечения наших траекторий движения, автомобиль будет уже далеко за переходом.

Таким образом даже если пешеход захотел бы специально броситься под мою машину, ему бы это не удалось.

Если кто-то придумает какой-либо вариант, при котором пешеход в этой ситуации будет подвергнут какой-то опасности, прошу поделиться в комментариях – обсудим.

Жалоба в районный отдел ГИБДД.

Начать я решил с жалобы в ГИБДД. 

Согласно статье 30.2 КОАП жаловаться нужно в то подразделение ГИБДД, сотрудник которого вынес постановление о штрафе. 

Если штраф пришел с камеры, то все равно протокол подписывает сотрудник ГИБДД,   в зоне обслуживания которого расположена камера и куда  приходит информация с камеры.

Жалобу можно подать в отдел ГИБДД лично, или отправить заказным письмом.

В 2020 году появилась возможность подать жалобу через сайт Госуслуги, но у меня не хватило терпения в этом разобраться и я решил подать ее прямо в отдел, благо это недалеко.

Форма жалобы в общем-то свободная, но есть обязательные элементы.

  1. Обязательно надо указать полное наименование органа, куда направляется жалоба, а также информацию о себе – ФИО, адрес, телефон.
  2. Наименование: “Жалоба на постановление об административном нарушении”.
  3. Обстоятельства происшествия, номер и дату постановления, фамилию инспектора, подписавшего его. Также указываются причины, по которым вы считаете, Что постановление вынесено неправомерно, желательно со ссылками на законодательные акты.
  4. Ну и наконец, потребовать (простите – попросить) отменить указанное постановление и прекратить производство по нему.
  5. Обязательна дата и подпись заявителя.
  6. Приложить документы, видеозаписи (при наличии), ссылаясь на которые вы требуете озвученное в п.4. В жалобе составить подробный перечень с указанием наименования документов и количества листов.

Бланк заявления.

В жалобе я указал, что помехи пешеходу не представлял, пешеход не изменил скорость и направление движения, привел расчеты и заявил, что штраф неправомерен.

Ответ пришел довольно быстро, видимо процедура отработана.

Вообще я рассчитывал, что меня пригласят на разбор, готовил речь и аргументы. Но все оказалось намного проще.

Конечно, инспектор прав, и оснований отменять штраф не имеется.

Жалоба в городской суд.

Следующая инстанция, которая может отменить постановление о штрафе – это городской или районный суд.

Порядок подачи жалобы, сроки и форма заявления такие же, как и в предыдущем случае, только, конечно же надо написать соответствующее наименование органа, куда направляете жалобу.

Отмечу, что госпошлина в данном случае не взимается.

Опять же я сильно рассчитывал участвовать в заседании и своими доводами убедить судью в своей правоте.

Однако, так случилось, что в назначенный день я был в отъезде и снова мне пришел отказ.

Примечательна формулировка обоснования отказа: 

Юридически значимым обстоятельством в данном случае является факт вступления пешехода на проезжую часть для осуществления перехода, что влечет за собой обязанность водителя остановиться, чтобы пропустить пешехода , переходящего проезжую часть по пешеходному переходу, и лишь после этого продолжить движение.

Из постановления городского суда

То есть судья сослалась на пункт правил 14.1, редакции шестилетней давности!

По всей видимости судья женщина, не водитель, о ПДД имеет смутное представление, а заглянуть и посмотреть, что там написано времени не хватает.

Жалоба в областной суд.

Возмутившись решением городского суда, я решительно начал писать жалобу в суд областной.

Порядок подачи жалобы в областной суд несколько отличается. Жалоба пишется примерно в такой же форме (не забываем правильно заполнять обязательные реквизиты), но подается она в тот же городской суд, который дал отказ. Этот суд прикладывает к жалобе те материалы, которые мы прикладывали к жалобе в этот суд и отправляет все это в областной суд. 

Нам остается ждать извещения о принятии или непринятии дела к рассмотрению и назначения даты и места рассмотрения.

Опять у меня не получилось поучаствовать в рассмотрении дела, и мне, ожидаемо, пришел отказ.

Помощь юристов.

Однажды в то время, когда я занимался обжалованием штрафа, на мой телефон пришёл звонок, и приятный женский голос сообщил, что согласно какому-то закону мне полагается бесплатная юридическая помощь, и я могу к ним обратиться.

Я воссиял – вот оно, Божье провидение, не оставило меня!

Я описал свою проблему и спросил, могут ли они мне помочь. Она ответила: конечно помогут, только надо приехать к ним в офис. Я на радостях даже не узнал, как называется ихняя фирма, только узнал адрес: Ростов-на Дону, ул. Красноармейская, д. 35/77 офис 1.

Когда я туда приехал, меня встретил адвокат Карен Амбарцумович (в отчестве могу ошибиться), провел в одну из множества небольших комнаток для переговоров, посмотрел мои документы и заявил, что в действиях инспектора ГИБДД много нарушений и, если мы подпишем договор, то мне возместят не только все мои расходы, но и моральный ущерб.

Я поинтересовался, что за нарушения допустил инспектор? Он сказал, что, например, инспектор должен был составлять и подписывать протокол в присутствии двух понятых.

Мне бы надо в этот момент встать и уйти, но, жаба уже зацепила меня за кадык и я подписал договор и заплатил деньги.

Вся работа адвоката составила: написание жалоб в областную ГИБДД, Прокуратуру и Следственный комитет.

Ответы оттуда пришли довольно быстро, суть их сводилась к следующему: поскольку городской суд не нашел оснований для отмены постановления (из областного суда на тот момент решения еще не было), нужно обращаться в вышестоящий суд.

Я, естественно, начал звонить адвокату, чтобы решить что делать дальше, но он на звонки не отвечал.

После звонка их руководству, он мне позвонил, сказал, что ознакомится с документами, решит что делать и мне позвонит. После этого он исчез окончательно. На все звонки адвокату и руководству никто не отвечал.

Что интересно, о том, что городской суд отказал в отмене постановления я адвокату сообщил в самом начале. Он, как юрист, должен был знать, что после этого никакие другие органы, кроме вышестоящего суда, решить это дело не смогут. Соответственно, все его письма, которые, скорее всего, были составлены по шаблону, были для создания видимости работы.

Выводы.

  1. По большей части что суды, что ГИБДД не заморачиваются тщательным разбором обстоятельств происшествия (особенно если оно незначительное).
  2. Оспорить и отменить штраф ГИБДД наверное можно. Для этого надо нанимать хороших юристов (не таких, какой достался мне) и присутствовать на заседаниях суда.
  3. Считаю, что со стороны адвоката было чистое мошенничество! Поэтому не рекомендую обращаться за юридической помощью в ООО “Законъ”!

Когда я посмотрел в интернете отзывы об этой организации, то поразился обилию таких отрицательных, как мой.

Справедливости ради надо сказать, что и положительные отзывы тоже были, наверное все-таки они кому-то помогают. 

Но по крайней мере с ними надо быть очень осторожными!

Вообще я считаю себя законопослушным человеком. За более чем 30-ти летний водительский стаж я не участвовал ни в одном ДТП.

До описываемого случая, я получил два штрафа.

  1. В 2014 году я возвращался с отдыха в Крыму, подустал и хотелось уже скорее домой. Где-то не заметил знак “Ограничение скорости”, не намного превысил и получил штраф с камеры.
  2. Года три назад на выходе из поворота, перед которым стояло ограничение скорости 50 км/час, попал на треногу и пришел штраф. При этом в протоколе ошибочно были указаны координаты места нарушения, находящиеся метров на 200 дальше фактического, и в принципе можно было “пободаться”. Но я не стал заморачиваться, как говорится себе дороже.

Собственно и все.

Позже, перелопатив гору материалов на описанную тему, я понял причину выноса судьями отказного решения: в расшифровке термина “Уступить дорогу” в ПДД заложена мина!

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это МОЖЕТ вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость

Никого из рассматривающих мои жалобы не интересовало, изменил ли другой участник движения скорость, или направление движения. Главное, что он МОГ их изменить!

Очень хочется обменяться мнениями по данному вопросу и потому прошу высказывать в комментарии свои мысли.